В Российской Федерации, как и в любой другой цивилизованной стране, установилась достаточно стройная система законодательных актов.

Главным документом, регламентирующим жизнь в стране является Конституция. Никакой закон, никакое решение огранов исполнительной власти не может противоречить Конституции. За этим следит Конституционный Суд, и его решения подлежат немедленному исполнению любым органом государственной власти, организацией или гражданином.

Следующими по важности следуют международные документы, подписанные Российской Федерацией. Если российские законы вступают в противоречие с международными, применяются международные.

Далее следуют российские законы, причем общие законы имеют приоритет перед отраслевыми, например наш закон о туризме не может противоречить Гражданскому кодексу. Кодексы, как наиболее общие законы имеют приоритет.

Законы не могут регулировать все сферы жизни общества во всех мельчайших подробностях и законы наделяют полномочиями принимать решения по тем или иным вопросам определенные органы государственной власти, общественные организации и др. Так Правительство РФ своим Постановлением утвердил порядок реализации турпродукта, а Минфин своим Приказом утвердил форму БСО "Туристская путевка".

Но не только полномочия госоргана определяют легитимность документа. Важным является порядок публикации, сроки вступления в действие и полномочия лица, подписавшего документ. Так все нормативные документы должны быть опубликованы в прессе в установленном порядке. Если документ не публиковался, а тем более, если он "для служебного пользования", то такой документ даже не будет рассматриваться в качестве аргумента в судебном споре. Или, например, акт налоговой проверки может подписанный начальником отдела будет признан недействительным, т.к. только начальник ИФНС или его заместитель имеет право подписывать такие документы.

За пределами законодательства находятся различные письма и судебные решения. Письма, даже подписанные министром, не являются нормативными документами, а всего лишь отражают мнение автора (организации) по обсуждаемому вопросу. Судебные решения, несмотря на то, что применяются на основании действующего законодательства, также не рассматриваются в споре в качестве аргумента. С одной стороны суды стараются единообразно применять законы, основываясь на прошлой судебной практике, а с другой стороны не обязаны следовать ранее принятым решения по похожим делам и такое решение другого суда могут принять к сведению, а могут и не принять, многое зависит от адвоката.

И самое главное - при анализе законов, их надо читать и понимать "как есть", буквально понимая каждое слово. Только такое буквальное прочтение текста, четкое понимание терминов, применяемых в документе, позволяет избежать многих проблем.

Очень часто в дискуссии на тему применения законов звучит аргумент, что нас проверяли и ничего не нашли - это больше говорит не о вашем исполнении Закона, а о качестве проверки. Или: "А нам инспектор сказал..." Во-первых - ответ зависит от вопроса. Вы подумали об одном, неправильно сформулировали вопрос, инспектор услышал совсем другой смысл в вопросе и ответил по-своему. И даже если все правильно - устный ответ силы не имеет. Только письменный ответ на вопрос может быть признан для вас руководством к действию. Важный момент - если документ (письмо) не имеет адресата (адресовано неопределенному кругу лиц) вы можете применять указания этого письма, но если адресат указан - то только он может руководствоваться указаниями этого письма, а если вы сами примените указания письма, адресованного иной фирме - вам долго придется доказывать идентичность ситуаций и правомерность ваших действий. Только документ, адресованный вашей фирме будет считаться безусловным руководством к принятию решений.